pax-stultorum.narod.ru/Сильные с такой же естественной необходимостью
стремятся разойтись, как слабые сойтись.
Фридрих Ницше. "К генеалогии морали".
Умный -- ближайший кандидат в неврастеники. Его очень часто
раздражают. Он не живет -- он терпит дураков. Он изгой, "внут-
ренний эмигрант", несчастное существо из другого мира, случайно
заброшенное в мир дураков и не знающее, как из него выбраться.
Эразм ("Похвала глупости", гл. XXXI):
"Какие люди чаще всего налагали на себя руки, пресытившись
печалями жизни? Не те ли, которые ближе всего стояли к мудрости?"
Можно выделять несколько уровней сложности интеллекта. Первый
вышесредний уровень умственного развития довольно вреден для
психики: достигший его человек раздражается несовершенством
мира, жизнь его превращается в сплошную пытку. Он либо
приобретает психическую болезнь, либо сдается и начинает жить
"как все", либо накладывает на себя руки, либо переходит на
следующую ступень развития ума, либо мучится дальше. На второй
ступени человек приобретает то, что называют философским
отношением к жизни: начинает спокойно относиться к глупости,
становится добродушным, ироничным, спокойным, неактивным,
скрывает свое интеллектуальное превосходство. Этот второй уровень
благоприятен для здоровья, но карьере не способствует. Третий
уровень -- это освоение искусства манипулировать дураками:
использовать их слабости, порождать, подправлять и гасить
дурацкие инициативы слабыми "точечными" воздействиями.
Честный человек ввязался в политику, и ему проломили череп
на демонстрации, а хитрый отсиживался дома и получил хорошую
должность, потому что никому не мешал.
Здорового призвали в армию, и он погиб на войне. А больного
забраковала медицинская комиссия, и он выжил.
Красивую девушку изнасиловали бандиты и потом убили, чтобы
не донесла. А некрасивая живет и рожает детей -- от того
больного, который не попал на войну.
Таков мир дураков. Наиболее благоприятные условия в нем -- для
обладателей средних качеств. В том числе среднего интеллекта.
Дураки приспособили свой мир именно для себя. Было бы странно
ожидать от них чего-то другого.
читать дальше
2) дискомфортность положения умников среди дураков: дополни-
тельные издержки на маскировку; неспособность выглядеть
для дураков вполне своим;
3) абсурдность склада мозгов у многих умников: неспособность
этих умников положительно проявлять себя в обычных не слишком
сложных делах;
Ложь -- духовная пища дураков. Правда ими трудно воспринимаема.
К тому же от правды у них обычно случаются неприятности. А вот
когда они поглощают ложь, тогда у них все в порядке. Обман,
упрощения, фикции -- тот цемент, которым скрепляется конструкция
мира дураков.
За дураков -- вся
социальная система: государственные учреждения, законы, мораль,
религия и т. д. Критиковать всех дураков сразу -- значит обречь
себя на остракизм.
А более умным, чем он сам, дурак
признает того, кто соображает в его же дурацкой манере, но
быстрее и больше: по сути, того, кто больше плодит глупостей.
Иначе говоря, среди дураков считаются умными только те, кто
способны решать признаваемые дураками проблемы, используя призна-
ваемые дураками способы.
Как правило, ум формируется в неудачах, в борьбе с неблаго-
приятными обстоятельствами, но только при условии, что трудности
не настолько велики, чтобы угнетать умственную деятельность; что
остается время осмысливать происходящее и искать решения проблем
проблема должна мучить, иначе не будет стимула ее решать.
Непристроенные
умники опасны для общества. Они сбивают с толку честных
пролетариев: придумывают извращенные развлечения, подбивают на
революции.
Умный любит пораскинуть мозгами там, где дурак не видит проб-
лем. Он признает, что многие умнее его. Он ничего не принимает
на веру, подходит критически к любому авторитету.
Он читает не слишком много, тратит время не только на знаком-
ство с чужими идеями, но и на выработку собственных.
Обычно он добивается в жизни кое-какого успеха выше среднего.
Он чаще ленив, чем энергичен. Нередко интеллект развивается как
компенсация недостатка психической энергии. Нередко бездеятель-
ность умника порождается его пессимизмом и невостребованностью.
Как правило, он не шизофреник, не маньяк и не слишком выражен-
ный психопат, поскольку ум позволяет поддерживать в голове
кое-какой порядок.
Некоторые возможные признаки ума:
душевная чувствительность;
неброская нестандартность поведения;
не выставляемая напоказ готовность пренебречь оценкой
окружающих;
непоказной интерес к мнениям других умников.
Есть замечательный сериал "Горец" ("Highlander") -- про бес-
смертных (Дункана МакЛауда и прочих) с блестящим Адрианом Полом
(Adrian Paul) в главной роли. Умники подобны бессмертным из этого
фильма:
они получаются случайно;
они не могут передать свою особенность детям;
они чужды простым смертным и вынуждены скрывать от них свою
сущность;
они распознают друг друга в массе простых людей;
они обычно не ладят друг с другом;
они живут очень долго (одни "духовно", другие "телесно") и не
стареют;
многие из них неисправимо порочны;
те из них, кто проявили себя в своем особом качестве,
попадают под наблюдение;
они обладают кое-какими преимуществами перед простыми
смертными, но в целом они не счастливее их.
Умники -- это по сути особый этнос, существенно отличающийся
от "основного" народа в языке, образе жизни, воззрениях на мир
и склонный заводить контакты преимущественно среди "своих".
Умник-европеец наверняка ближе к умнику-китайцу, чем к своему
отечественному дураку: духовное родство оказывается сильнее
родства по крови.
Если дурак, которому в жизни не повезло в части личных качеств
и/или внешних обстоятельств, обычно нисколько не переживает по
этому поводу, потому что не сознаёт, насколько его обделили
природа и общество, то умник в таком же положении страдает не
только от невезения, но и от сознания того, что ему не повезлo
то есть страдает ВДВОЙНЕ.
Умный не знает
дурацких стандартов, или не доверяет им, или брезгует ими. Он
действует по-своему -- и нередко получает худший результат, чем
если бы скопировал дурака.
Гении создают культуру для дураков. Умных в этой культуре
многое раздражает иррациональностью и оглупляющим воздействием.
В общем, надо различать следующие понятия:
интеллектуал, интеллигент -- человек, занятый умственным
трудом; в целом может быть дураком, но хорошо справляться
с интеллектуальными задачами некоторых простых типов;
интеллектуальный гений -- человек с несбалансированной
психикой: с переразвитой способностью к решению некоторого
класса интеллектуальных задач, развившейся в ущерб другим
психическим способностям;
умник -- человек с повышенной способностью к разнообразным
интеллектуальным действиям;
мудрец -- умник, нахватавшийся кое-каких практических знаний,
осознавший свое специфическое место в мире и приспособившийся
к нему.
Псевдоумник читает философов и говорит мудро. Правда девять
десятых философии -- философия дураков: вульгаризации, шарла-
танство, бред.
Умных часто путают с "начитанными". Между тем, еще Гераклит
сказал: "Многознание уму не научит". Хуже того: многознание
мешает думать. Чем больше застрянет в голове чужих сомнительных
мыслей, тем меньше места останется для своих. К тому же в толстые
книги вмещается много глупостей: чем толще получается книга, тем
труднее обеспечить ей высокое качество.
Остроумие -- далеко не признак ума. Это всего лишь языковый
фокус, основанный на нескольких простых навыках. Обычное средство
развлечения и самоутверждения в среде продвинутых дураков. Оно
очень кстати при общении с дураками, но его обладатель сам оказы-
вается похож на вышесреднего дурака. При желании можно быстро
развить в себе остроумие, но башковитых оно обычно не привлекает,
так как они и без него чрезмерно оригинальны. Острословие обычно
формируется у людей, у которых много праздного общения и мало
ценных мыслей.
Было бы некорректным с научной точки зрения делить всех людей
на две части -- на тех, кто поумнее, и тех, кто поглупее: между
умным и дураком имеют место не столько количественные различия,
сколько качественные. Быть умным -- значит обладать особой
парадигмой мышления, исповедовать особую философию.
В среднем психика дурака гармоничнее, чем психика умного. Это
обусловлено тем, что обычно ум развивается как компенсация
какого-то психотравмирующего дефекта.
И умники, и дураки в значительной степени эксплуатируют чужие
идеи -- только отбор этих идей они проводят по-разному. Дураки
нередко заимствуют умные мысли, но интерпретируют их превратно и
встраивают в свою дурацкую систему воззрений дурацким образом,
так что и мысли эти дискредитируются, и дурацкая система
страдает.
Если умники довольно разнообразны по складу мозгов, то дураки
очень похожи один на другого. Дурак предсказуем. Дурак изучен
психологией, социологией, педагогикой и т. д. вдоль и поперек.
Можно считать, что эти науки -- о дураках.
Культурный человек имеет познания, заимствованные от других,
человек умный способен добывать их самостоятельно. Поэтому
культурный дурак -- обычное дело. Хуже того, массовая культура --
это как раз культура для дураков. Правда, "немассовая культура"
(так называемое "элитарное искусство" и пр.) -- тоже дурацкая, но
для дураков-интеллектуалов (заумность -- разновидность глупости).
В общем, дурацкой является культура в целом. Умные пытаются
как-то от нее изолироваться или как-то находить в ней
затесавшихся своих. Никакой собственной субкультуры они не
создали, потому что всегда подлаживались под дураков: в лучшем
случае пытались на них влиять, в худшем -- просто им продавались.
Виктор Суворов в книге "Аквариум" пишет об экзамене, который
ему устроили в Главном разведывательном управлении Советской
Армии: "Много позже я узнал, что тех, кто ответил правильно
больше чем на 90 процентов вопросов, сюда не принимают. Очень
умные не нужны." Вот вам и разведка, "битва мозгов", славное
поприще сиднеев рейли, рихардов зорге и рудольфов абелей.
Но мотивы этих людей из "Аквариума" вполне понятны. Умного
трудно обмануть пропагандой, зажечь простой идеей. От него всего
можно ожидать. С ним хлопотно. В общем, от
него исходит много всяких опасностей и неудобств. Поэтому везде,
где можно обойтись дураком, стараются дураком и обходиться. Даже
умники.
Советник вождя, "свободный художник" или преступник-одиночка --
вот самые подходящие социальные роли для умного человека. На
прочих ролях он чувствует себя слишком неуютно. А рядом с ним
неуютно себя чувствуют дураки.
Приемлемый путь для умников -- осознать свою ущербность, не
высовываться, отыскать двух-трех себе подобных друзей и влачить
понемногу существование, стараясь выжимать побольше из доступных
маленьких радостей. Стремиться выглядеть таким, как все, и иногда
пытаться тайно использовать свое небольшое преимущество. А если
занеймется прослыть выдающейся личностью, то надо делать это
сообразно понятиям дураков. Эразм: "Истинно рассудителен тот,
кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает
смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и
вежливо заблуждается заодно с нею. Но ведь в этом и состоит
глупость."
Несмотря на то, что обладание умом дает некоторые преимущества,
в целом следует признать, что ум -- это вредное для организма
извращение. Его невозможно исправить: надо ждать, пока пройдет
само. Если бы это извращение не было иногда приятно, оно не
усугублялось бы до такой степени, которую мы встречаем у
некоторых личностей.
Ум чувствителен подобно разверстой ране. Как рана реагирует на
разные воздействия острее, чем здоровая кожа, так и ум заставляет
переживать то, что для дураков остается неизвестным. Может, ум
это болезнь, развивающаяся вследствие повреждения или врожденного
дефекта защитных механизмов психики?
Ум враждебен жизни. Разумный человек легко приходит к выводу,
что мгновенная смерть без мучений -- ничуть не хуже жизни,
наполненной удовольствиями. Он живет лишь "на всякий случай" и не
всегда может убедить себя поцепляться за жизнь еще немного.
Ум -- язва психики. Умный -- значит, больной. Это инвалид. Для
выживания ему нужны кое-какие льготы: дополнительная жилплощадь,
дополнительный отпуск, прибавка к зарплате. Умному можно доверять
только посильный труд (интеллектуальный, лучше надомный, подальше
от дураков). Особо умных надо умиротворять, или изолировать, или
убивать -- как социально опасных.
пожалуйста
ZWerling
по крайней мере мыслит
частности и мне спорны, но хоть рассуждает